Музыкальный инструмент как кумир и как табу. Информационные «войны» в восточноевропейской этноорганологии и в популярном дискурсе

Моргенштерн У. Музыкальный инструмент как кумир и как табу. Информационные «войны» в восточноевропейской этноорганологии и в популярном дискурсе // Музыкальная культура Беларуси и мира: актуальные проблемы этномузыкологии, истории музыки, педагогики / Сост. Т. Л. Беркович; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 52. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2021. С. 47-58.

Вследствие введенного в эпоху романтизма понятия «национальный инструмент», в этноорганологии и, в еще большей степени, во внеакадемических дискурсах роль, отведенная тем или иным народным музыкальным инструментам, порой не соответствует их культурному значению по историческим и этнографическим данным. Инструменту-кумиру приписывается все древнее, народное и национальное, в то время как источники, подтверждающие обратное, всячески исключаются из дискурса. В результате в некоторых национальных нарративах табуизируются значительные феномены народной культуры, например, балалайка («балабайка») у украинцев, волынка у русских, цимбалы у евреев.

Читать

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика