Полевые исследования культурных традиций Русского Севера – по материалам экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Фольклорно-этнографического центра (г.Санкт-Петербург)

Валевская Е.А. (г.Санкт-Петербург)

Информация об экспедиционной деятельности, об имеющихся собраниях фольклорноэтнографических материалов, осуществление необходимых действий по открытию фондов (с использованием возможностей компьютерных технологий) – одна из актуальных задач современного этапа развития науки. В настоящей публикации дается общее представление о фондах экспедиционных материалов по Русскому Северу (Архангельская и Вологодская области), находящихся на хранении в Фольклорноэтнографическом центре (г.Санкт-Петербург).

Полевые исследования в районах Русского Севера – одно из приоритетных направлений работы этномузыкологов Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорноэтнографического центра. Научное руководство экспедиционной работой Консерватории до 1976 г. осуществлял Ф.А.Рубцов, с 1976 г. это направление возглавляет А.М.Мехнецов, сам активно работающий в экспедициях. С созданием в 1991 г. Фольклорноэтнографического центра основная нагрузка по экспедиционной работе и хранению фондов перешла к этой организации[1].

С 1967 по 2002 гг. состоялось 37 экспедиций в 22 районах Вологодской области; 13 экспедиций (с 1975 по 1998 гг.) были проведены в 10 районах Архангельской области. В Архангельской области обследованы более 400 населенных пунктов 85 административнотерриториальных единиц, в Вологодской области – более 1500 населенных пунктов 226 административнотерриториальных единиц[2]. Количество аудиозаписей: по Архангельской области – более 12000, по Вологодской – свыше 30000. Фонографический фонд по Вологодской области – один из самых крупных в Собрании Центра (более объемными являются только коллекции экспедиционных материалов из Псковской и Смоленской областей). В экспедициях проводятся фотосъемки, с 1989 г. используется видеотехника. На видеопленке зафиксированы вечерочные и летние хороводы, пляски, игра музыкантов-инструменталистов, технология изготовления гармоник. Сняты реконструированные фрагменты святочных игрищ (святочное ряженье; исполнение подблюдных песен), эпизоды свадебного обряда (убор невесты, причитания невесты и подружек, «хлестание» невесты, «вывод перед столы», «дары» и др.). Имеется также этнографический фонд (образцы ткачества, вышивки, народный костюм, предметы труда, быта и т.п.).

Коллекции неоднородны по составу. В первых экспедициях (1960-е гг. – начало 1970-х гг.)[3] внимание собирателей было направлено исключительно на музыкальные формы фольклора. Эта позиция постепенно менялась, но все же с сожалением приходится отметить, что информация, которую можно было получить о культурных традициях в те годы, не была зафиксирована в необходимой мере. Не уделялось достаточного внимания выяснению обстоятельств бытования художественных форм, беседы с народными исполнителями не всегда записывались на пленку, не проводилась проработка труднодоступных (для Севера) материалов – таких, например, как формы календарно-обрядового фольклора. К числу несомненных достижений этих экспедиций следует отнести фиксацию лирических песен, сопровождавших летний период земледельческих работ, выявление их циклизации, запись прекрасных певческих коллективов. Важнейшим фактом явились записи форм свадебного фольклора, в особенности соединения сольных и хоровых причитаний. Чрезвычайно существенный материал для научной работы по результатам этих экспедиций представляют собой вопросы жанровой атрибуции форм свадебного фольклора; исследование интонационно-ритмических моделей свадебных песен и причитаний; анализ ладоинтонационных систем «узкообъемных» лирических песен и др.

В экспедициях конца 1970-х – начала 2000-х гг.[4] проводится иная линия исследования – изучаются культурные традиции во всем комплексе их проявлений. Художественные формы рассматриваются в контекстных связях с жизнью крестьянской общины, с обрядами и обычаями, верованиями и представлениями. С возможной полнотой фиксируются все сведения о традиционной культуре, тщательно прорабатывается обрядово-праздничная система (церковные и дохристианские обряды и праздники), повседневные обычаи (трудовые и семейные). Изменение норм в подходе к полевой собирательской работе ставит исследование на новый уровень, структурирует материал для картографирования явлений народной культуры, создает основания для подготовки фольклорноэтнографических атласов культурных традиций. Полученные результаты сопоставляются с информацией из северо-западных областей России, где также много лет проводятся систематические полевые исследования (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Тверская области).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Огромное значение имеют записи лирических песен раннего историко-стилевого пласта, выполненные в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Устьянском и Пинежском районах Архангельской области. Эти материалы (как и опубликованные в сухонском сборнике образцы лирики) позволяют применять категорию «формульности» к лирической песне, что само по себе явилось научным открытием в этномузыкологии. Применяемая филологами по отношению к лирике эта категория до публикаций устьянских и сухонских песен не имела подтверждения в музыкальных источниках. Пинежские коллекции находятся в стадии аналитической разработки. Публикация свадебных, лирических и хороводных песен, записанных на Пинеге, будет интересна еще и в плане сопоставления с материалами экспедиций 1920-х гг., вошедших в классическое издание «Песни Пинежья», осуществленное Е.В.Гиппиусом и З.В.Эвальд.

Одним из перспективных направлений исследования является изучение музыкальных форм, связанных со сказительской традицией (собственно эпос, духовные стихи, причитания, связь этих жанров с жанром лирической песни). В этой связи необходимо обратить внимание на уникальные материалы по похоронному обряду и причети из Бабаевского района Вологодской области. Важным направлением научного поиска стало изучение ранних форм интонирования, что находится в русле традиций петербургской научной школы (Б.В.Асафьев, Ф.А.Рубцов)[5]. Ведутся исследования так называемых допесенных форм – выкриков, возгласов, закличек, припевок и т.п. Накоплен обширный материал для исследования интонационно-ладовых закономерностей севернорусской песенности – выразительных возможностей так называемого «прижатого» интонирования, уменьшенных ладов, нейтральной терции; существенных ладовых различий, которые могут возникать в сольном и ансамблевом пении. Богатейший материал представляют собой формы многоголосия – гетерофоническая по своей природе «вертикаль» и «горизонталь», имеющая как случайные во временном и пространственном отношениях наслоения (сочетания двух или нескольких сольных причитаний, когда каждая из причитальщиц вступает произвольно), так и регламентированные в композиционном и метроритмическом планах полифонические соединения сольных и хоровых причитаний свадебного обряда.

В экспедициях 1970-х – 2000-х гг. сделаны записи не зафиксированного в ранних экспедициях богатейшего пласта словесных форм фольклора (легенды, предания, поверья, сказки, заговоры, былички), отразивших древнейшие мифологические представления. Это особенно важно для интерпретации поэтики причитаний, лирических песен, а также действий похоронного и поминального обрядов, ряда календарных обычаев. Кроме того, эти материалы являются значительным вкладом в изучение севернорусских диалектов и, конечно, имеют особую ценность как художественные факты живого образного народного языка.

Архивные фонды содержат значительный материал по традиционным музыкальным инструментам (барабанка, рожок). В конце 1980-х гг. на новгородско-вологодском пограничье зафиксировано бытование традиции гусельной игры, имеющей своим эпицентром районы Псковской и Новгородской областей.

В 2001–2002 гг. состоялись специализированные органологические экспедиции (под руководством Ал.А.Мехнецова) с целью поиска в Кирилловском и Череповецком районах мастеров, некогда работавших на гармонных фабриках. Видеозаписи бесед с этими мастерами позволяют полностью восстановить весь процесс изготовления инструментов, последовательность и характер работы, получить сведения о специализации мастеров, качестве используемых для изготовления гармоник материалов.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Сведения о работе фольклорных экспедиций Санкт–Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А.Римского–Корсакова и Фольклорно-этнографического центра (г.Санкт–Петербург) в районах Архангельской и Вологодской областей (1967–2002 гг.)

Таблица 1. Архангельская область

№ п/п № коллекции Год Время проведения экспедиции Районы
1. 015[6] 1975 18.02–23.03 Устьянский
2. 021[7] 1977 27.06–19.08 Вельский, Устьянский
3. 023[8] 1978 28.01–14.02 Устьянский
4. 024[9] 1978 27.06–24.07 Вельский, Устьянский
5. 029 1979 23.01–06.02 Шенкурский
6. 033[10] 1979 27.06-25.07 Каргопольский, Шенкурский
7. 040[11] 1980 24.06–22.07 Коношский
8. 042 1980 25.06–06.08 Виноградовский, Устьянский
9. 043 1981 20.01–06.02 Холмогорский
10. 044 1981 26.06–03.08 Верхнетоемский, Виноградовский, Красноборский, Холмогорский
11. 055 1982 28.06–26.07 Пинежский
12. 061 1983 27.06–25.07 Пинежский, Холмогорский
13. 153[12] 1998 12.10–17.10 Вельский

Комментарии к Таблице 1:

Экспедиция 1980 г. (коллекция 042) проходила совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), две последующие экспедиции (коллекции 043, 044) при участии сотрудников ИРЛИ.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В фондах имеются также записи, сделанные во время приезда исполнителей из Устьянского района в Ленинград для выступления на этнографических концертах (22.03–23.03.1979 г. – коллекция 030; 19.03–21.03.1980 г. – коллекция 039).

Таблица 2. Вологодская область

№ п/п № коллекции Год Время проведения экспедиции Районы
1. 004[13] 1967 30.06–24.07 Вытегорский
2. 005[14] 1968 04.07–22.07 Великоустюгский, Кичменско-Городецкий
3. 006 1969 06.07–23.07 Никольский
4. 007 1968 06.07–15.07 Бабаевский
5. 009 1970 03.07–18.07 Бабушкинский
6. 010 1971 04.07–28.07 Тарногский, Тотемский
7. 011 1972 29.06–20.07 Грязовецкий, Междуреченский, Сямженский
8. 012 1973 25.06–11.07 Кичменско-Городецкий
9. 013 1974 29.01–04.02 Вожегодский
10. 014 1974 28.06–12.07 Нюксенский, Тарногский, Тотемский
11. 015[15] 1975 18.02–23.03 Тарногский
12. 016 1975 06.07–11.07 Тарногский
13. 018 1975 10.06–12.07 Нюксенский, Тарногский, Тотемский
14. 019 1976 27.06–18.07 Великоустюгский, Нюксенский
15. 020 1977 24.01–07.02 Верховажский
16. 021[16] 1977 27.06–19.08 Великоустюгский, Верховажский
17. 023[17] 1978 28.01–14.02 Верховажский
18. 024[18] 1978 27.06–24.07 Верховажский, Тотемский, Устюженский, Чагодощенский
19. 033[19] 1979 27.06–25.07 Белозерский, Вашкинский
20. 035 1980 18.01–02.02 Вожегодский, Кирилловский
21. 040[20] 1980 24.06–22.07 Вожегодский, Сямженский
22. 060 1983 24.01–07.02 Бабаевский
23. 067 1984 16.09–25.09 Междуреченский
24. 071 1985 08.09–20.09 Бабушкинский
25. 078 1987 12.09–21.09 Нюксенский
26. 084[21] 1989 15.06–08.08 Чагодощенский
27. 085 1989 12.08–20.08 Бабушкинский
28. 086 1989 13.09–30.09 Нюксенский
29. 091[22] 1990 05.09–28.09 Череповецкий
30. 098 1992 14.01–02.02 Бабаевский, Кадуйский
31. 103 1993 02.02–21.02 Вытегорский
32. 153[23] 1998 12.10–17.10 Верховажский
33. 163 2000 25.09–08.10 Кирилловский
34. 168 2002 16.02–23.02 Кирилловский, Череповецкий
35. 173 2002 21.04–01.05 Вологодский, Кирилловский, Череповецкий
36. 175 2002 21.08–01.09 Вологодский, Кирилловский, Череповецкий
37. 177 2002 01.12–11.12 Сямженский

Комментарии к таблице 2:

Экспедиции 1983, 1985, 1987, 1989, 1990, 1992 гг. (коллекции 060, 071, 078, 084, 085, 086, 091, 098) проходили при участии сотрудников и студентов Вологодского государственного педагогического института (университета). Экспедиции 2000 и 2002 гг. (коллекции 163 и 177) – совместно с Вологодским научно-методическим центром.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В фондах имеется запись, сделанная в Ярославле от исполнителя из Верховажского района (07.09–10.09.2002, коллекция 176).

  • [1] Фольклорно–этнографический центр создан в 1991 г. как подразделение Ленинградской консерватории, с 1997 г. стал самостоятельным учреждением федерального уровня, находящимся в непосредственном ведении Министерства культуры Российской Федерации. Директор – А.М.Мехнецов.
  • [2] Количественные данные по обследованным населенным пунктам и административно-территориальным единицам требуют уточнения, поскольку в паспортных сведениях ранних экспедиций встречаются неточности. До недавнего времени эти коллекции были законсервированы в связи с состоянием пленок. В настоящее время ведется интенсивная работа по оцифровке фонограмм, сопровождающаяся проверкой всей сопутствующей документации, составлением новой версии описи коллекций в соответствии с современными требованиями и введением информации в базу данных.
  • [3] Материалы экспедиций 1960-х – начала 1970-х гг. вошли в следующие издания: Никольские песни, записанные в Никольском районе Вологодской области / Сост. М.Л.Мазо. Л.-М., 1975; Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны / Сост. А.М.Мехнецов. Л., 1981; Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба / Муз. редактор–составитель А.М.Мехнецов. М., 1985.
  • [4] Из материалов данных экспедиций к настоящему времени издана лишь малая часть в следующих публикациях: Устьянские песни / Сост. А.М.Мехнецов, Ю.И.Марченко, Е.И.Мельник. Л., 1983-1984. Вып.1; 2; Подблюдные песни Белозерья / Публ. А.М.Мехнецова // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция. Л., 1985. С.101–135. По заветам старины. Материалы традиционной народной культуры Вожегодского края / Сост.: И.С.Попова, О.В.Смирнова. Под ред. А.М.Мехнецова. М., 1997. (Русская традиционная культура. Альманах, №2. С аудиоприложением); Мехнецов А.М. Е.Э.Линева и современные экспедиционные исследования фольклорных традиций Белозерья // По следам Е.Э.Линевой: сб. науч. ст. Вологда, 2002. С.54-58; Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области // По следам Е.Э.Линевой: сб. науч. ст. Вологда, 2002. С.150–185.
  • [5] Здесь необходимо отметить исследования, предпринятые по материалам из северо-западных областей России: Лобкова Г.В. Архаические основы обрядового фольклора Псковской Земли (опыт историко-типологического исследования). Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 1997; Лобкова Г.В. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000; Попова И.С. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 1998; Королькова И.В. Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 2002.
  • [6] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [7] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [8] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [9] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [10] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [11] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [12] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
  • [13] Экспедиция проходила также в районах Ленинградской области и нескольких населенных пунктах Прионежского района Карелии.
  • [14] Экспедиция проходила также в районах Новгородской области.
  • [15] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [16] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [17] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [18] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [19] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [20] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
  • [21] Основная часть экспедиции проходила в районах Новгородской и Псковской областей.
  • [22] Экспедиция проходила также в Весьегонском районе Тверской области.
  • [23] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Оставьте комментарий