Музыкально-фольклорная традиция нижней Вычегды стала объектом полевых исследований группы петербургских и московских ученых еще в конце 1950-х годов. Однако первое объемное собрание музыкально-этнографических и исторических материалов по данному региону было опубликовано лишь в 2014 году: Музыкально-поэтический фольклор нижней Вычегды (материалы к Своду русского фольклора) / сост., подготовка текстов, статьи и комментарии А.Н. Власова, Е.А. Дороховой, Т.С. Каневой, З.Н. Мехреньгиной. — СПб: Изд-во «Пушкинский Дом», 2014. — 932 с. Несмотря на полноту данного издания, многое осталось за его пределами и нашло отражение в серии статей авторов книги. Одну из них мы предлагаем вашему вниманию. Она была издана в материалах «Рябининских чтений-2011». Статья посвящена проблеме границ местной фольклорной традиции, очерчивающих не только распространение музыкальных форм данной территориальной общности, но и ее ментальный мир. Такой подход потребовал особых методологических оснований, объединяющих аналитические технологии этномузыкознания и антропологические подходы, актуализирующие проблематику, связанную с саморефлексией и самоидентификацией носителей местных культурных традиций.