Виды народного многоголосия

* В приведенных ниже примерах использованы иллюстративные материалы из хрестоматии по народному музыкальному творчеству «Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2007».

Хрестоматия является иллюстративным дополнением к учебнику «Народное музыкальное творчество» (СПб., 2005) и представляет вокальные и инструментальные жанры русского музыкального фольклора с учетом региональной специфики их воплощения. Помещенные в ней образцы отражают структурную типологию ритмических и звуковысотных форм русского вокального фольклора, основные виды народного многоголосия, а также демонстрируют все группы русских народных инструментов.


Звуковысотная организация народной песни — сложная многоуровневая система. На каждом уровне
существуют свои единицы и свои законы.

1 уровень – фактурный – поверхностный:

  1. то, что видно при рассматривании нотного текста – гомогенность (однородность)
    или гетерогенность (разнородность);
  2. единицей на уровне многоголосной фактуры становится голосовая партия;
  3. соотношение между голосовыми партиями:
    — принцип субординации (одна из голосовых партий доминирует),
    — принцип координации (голосовые партии равноправны),
  4. дифференциация звукового пространства по вертикали.

2 уровень – мелодическая композиция – музыкальный текст-код (музыкальный синтаксис):

  1. особенности строения мелодий в модальных системах:
    — напевы не являются сплошными мелодическими линиями с i-m-t,
    — они дискретны, сложены из небольших типизированных мелодических оборотов;
  2. мелодические обороты составляют «словарный запас» данной традиции;
  3. единица структуры – мелодическая типизированная формула;
  4. цепочки формул объединены логикой;
  5. дифференциация по горизонтали.

3 уровень – лад – глубинный уровень:

  • внутренняя организация мелодических цепей — законы сцепления малых мелодических единиц;
  • единица на уровне структуры лада — каждая мелодическая формула включает несколько опорных точек, составляющих внутреннюю опорную конструкцию напева;
  • опорные звуки — вехи в развитии напева:
    — опорные звуки не варьируются,
    — унисоны подчеркивают места опор;
  • структурные функции — формирование конфигурации напева;
  • опорные звуки существуют в одной системе, но это система структурных функций, а не ладовых тяготений.

    Лад – система структурных функций опорных звуков напева и их оппозиции.

Подробнее см.: Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. К вопросу типологии русского песенного многоголосия // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Вып. 174. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 44-62.


    Народное многоголосие

    I. Понятие голосовой партии

    1. Дифференциация (разделение) исполнительских версий идет не по певцам, а по
      группам певцов.
    2. В одной группе оказываются версии напева, выполняющие одну функцию → эти версии взаимозаменяемы → возникает понятие голосовой партии.
    3. Голосовая партия — группа однофункциональных версий напева.
    4. Народные певцы никогда не поют мелодию в унисон → мелодия не является одноголосной линией, отдельные точки мелодии допускают взаимозаменяемые версии.
    5. Все ладовые опоры звучат в унисон.
    6. Мелодия представлется собой пучок линий (народное название — голос).
    7. Все исполнительские версии внутри голосовой партии равны между собой.
    8. Признаки голосовой партии:
    • единый диапазон;
    • единый тип мелодического движения;
    • единая ладовая организация;
    • единый тембр (не всегда);
    • пение в двух разных регистрах («толстый» и «тонкий» голос);
    • пение в другом регистре не создает новой голосовой партии.

    II. Фактура может рассматриваться на двух уровнях:

    1. Структура голосовых партий.
    2. Соотношение голосовых партий между собой (если их больше одной):
    • субординация или координация
    • при отношениях субординации подчиненный голос называется подголосок (второстепенная голосовая партия).

    III. Типы народной фактуры

    Типология фактуры определяется количеством голосовых партий, их обликом и соотношением. Принято выделять 4 типа народной фактуры (Е.В. Гиппиус):

    I. Одна голосовая партия — гетерофония — основной вид. Существует на всей русской территории.

        1) Монодийный тип — расхождения единичны.
        2) Вариантная гетерофония (термин М. Шнайдера) — версии одной и той же мелодии.
        3) Дифференцированная гетерофония — переходная форма к двухголосию — разделение шкалы.

        II. Две голосовые партии, одна из которых бурдон (мелодия + бурдон) — бурдонная диафония (термин Е.В. Гиппиуса).

        III. Две мелодические голосовые партии — функциональное двухголосие — две мелодии, контрапунктирующие друг другу.

        IV. Три голосовые партии — функциональное трехголосие (на основе функционального двухголосия).

        Основные типы — первый и третий. Первый является составной частью всех остальных типов.

        Подробнее см.: Енговатова М.А., Ефименкова Б.Б. К вопросу типологии русского песенного многоголосия // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Вып. 174. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.


        Функциональное одноголосие

        Таусенька. Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Лесной Вьяс.

        Коледа. Коми АССР (Республика Коми), Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма.


        Карагодная. Тульская обл., Белёвский р-н, с. Болото.


        Свадьбёшная. Псковская обл., Невильский р-н, д. Борисково.


        Былина. Северный край, Усть-Цилемский р-н, с. Авраамовская.


        Долгая. Летняя. Вологодская обл., Тотемский р-н, д. Федотово.


        Калёда. Белгородская обл., Красненский р-н, х. Большое.


        Постовая. Лирическая. Курская обл., Суджанский р-н, с. Плёхово.


        Свадьбишная. Белгородская обл., Гвайворонский р-н, с. Доброе.


        Свадебная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.


        Досельная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.


        Досельная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.


        Долгая. Коми АССР (Республика Коми), Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма.


        Былинная казачья песня. Ростовская обл., Константиновский р-н, ст-ца Константиновская.


        Грянуха. Брянская обл., Климовский р-н, д. Петрова Гута.


        Жнивнуха. Брянская обл., Климовский р-н, д. Петрова Гута.


        Функциональное двухголосие

        Скакальная. Харьковская обл., Балаклейский р-н, с. Протопоповка.


        Летняя. Хороводная. Восточно-Казахстанская обл., Глубоковский р-н, с. Черемшанка.


        Протяжная. Белгородская обл., Красногвардейский р-н, с. Малобыково.


        Протяжная. Тамбовская губ., Моршанский у., с. Байгоры.


        Улишная. Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Шелавево.


        Протяжная. Волгоградская обл., Алексеевский р-н, ст-ца Усть-Бузулукская.


        Историческая. Служивая. Волгоградская обл., Клетский р-н, ст-ца Распопинская.


        Страдания. Белгородская обл., Волоконовский р-н, с. Фощеватово.


        Страдания. Свердловская обл., Талицкий р-н, с. Катарач.


        Весняная. Хороводная. Брянскя обл., Красногорский р-н, с. Увелье.


        Девишная. Тульская обл., Белевский р-н, с. Болото.


        Припевка (групповое свадебное причитание) девушек с «причётом» невесты. Вологодская обл., Тотомский р-н, д. Федотово.


        Свадебный плач невесты с групповым причитанием. Восточно-Казахстанская обл., Глубоковский р-н, с. Звуба.


        Стрела. Брянская обл., Красногорский р-н, д. Увелье.