Валевская Е.А. (г.Санкт-Петербург)
Информация об экспедиционной деятельности, об имеющихся собраниях фольклорно—этнографических материалов, осуществление необходимых действий по открытию фондов (с использованием возможностей компьютерных технологий) – одна из актуальных задач современного этапа развития науки. В настоящей публикации дается общее представление о фондах экспедиционных материалов по Русскому Северу (Архангельская и Вологодская области), находящихся на хранении в Фольклорно—этнографическом центре (г.Санкт-Петербург).
Полевые исследования в районах Русского Севера – одно из приоритетных направлений работы этномузыкологов Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно—этнографического центра. Научное руководство экспедиционной работой Консерватории до 1976 г. осуществлял Ф.А.Рубцов, с 1976 г. это направление возглавляет А.М.Мехнецов, сам активно работающий в экспедициях. С созданием в 1991 г. Фольклорно—этнографического центра основная нагрузка по экспедиционной работе и хранению фондов перешла к этой организации[1].
С 1967 по 2002 гг. состоялось 37 экспедиций в 22 районах Вологодской области; 13 экспедиций (с 1975 по 1998 гг.) были проведены в 10 районах Архангельской области. В Архангельской области обследованы более 400 населенных пунктов 85 административно—территориальных единиц, в Вологодской области – более 1500 населенных пунктов 226 административно—территориальных единиц[2]. Количество аудиозаписей: по Архангельской области – более 12000, по Вологодской – свыше 30000. Фонографический фонд по Вологодской области – один из самых крупных в Собрании Центра (более объемными являются только коллекции экспедиционных материалов из Псковской и Смоленской областей). В экспедициях проводятся фотосъемки, с 1989 г. используется видеотехника. На видеопленке зафиксированы вечерочные и летние хороводы, пляски, игра музыкантов-инструменталистов, технология изготовления гармоник. Сняты реконструированные фрагменты святочных игрищ (святочное ряженье; исполнение подблюдных песен), эпизоды свадебного обряда (убор невесты, причитания невесты и подружек, «хлестание» невесты, «вывод перед столы», «дары» и др.). Имеется также этнографический фонд (образцы ткачества, вышивки, народный костюм, предметы труда, быта и т.п.).
Коллекции неоднородны по составу. В первых экспедициях (1960-е гг. – начало 1970-х гг.)[3] внимание собирателей было направлено исключительно на музыкальные формы фольклора. Эта позиция постепенно менялась, но все же с сожалением приходится отметить, что информация, которую можно было получить о культурных традициях в те годы, не была зафиксирована в необходимой мере. Не уделялось достаточного внимания выяснению обстоятельств бытования художественных форм, беседы с народными исполнителями не всегда записывались на пленку, не проводилась проработка труднодоступных (для Севера) материалов – таких, например, как формы календарно-обрядового фольклора. К числу несомненных достижений этих экспедиций следует отнести фиксацию лирических песен, сопровождавших летний период земледельческих работ, выявление их циклизации, запись прекрасных певческих коллективов. Важнейшим фактом явились записи форм свадебного фольклора, в особенности соединения сольных и хоровых причитаний. Чрезвычайно существенный материал для научной работы по результатам этих экспедиций представляют собой вопросы жанровой атрибуции форм свадебного фольклора; исследование интонационно-ритмических моделей свадебных песен и причитаний; анализ ладо—интонационных систем «узкообъемных» лирических песен и др.
В экспедициях конца 1970-х – начала 2000-х гг.[4] проводится иная линия исследования – изучаются культурные традиции во всем комплексе их проявлений. Художественные формы рассматриваются в контекстных связях с жизнью крестьянской общины, с обрядами и обычаями, верованиями и представлениями. С возможной полнотой фиксируются все сведения о традиционной культуре, тщательно прорабатывается обрядово-праздничная система (церковные и дохристианские обряды и праздники), повседневные обычаи (трудовые и семейные). Изменение норм в подходе к полевой собирательской работе ставит исследование на новый уровень, структурирует материал для картографирования явлений народной культуры, создает основания для подготовки фольклорно—этнографических атласов культурных традиций. Полученные результаты сопоставляются с информацией из северо-западных областей России, где также много лет проводятся систематические полевые исследования (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Тверская области).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Огромное значение имеют записи лирических песен раннего историко-стилевого пласта, выполненные в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Устьянском и Пинежском районах Архангельской области. Эти материалы (как и опубликованные в сухонском сборнике образцы лирики) позволяют применять категорию «формульности» к лирической песне, что само по себе явилось научным открытием в этномузыкологии. Применяемая филологами по отношению к лирике эта категория до публикаций устьянских и сухонских песен не имела подтверждения в музыкальных источниках. Пинежские коллекции находятся в стадии аналитической разработки. Публикация свадебных, лирических и хороводных песен, записанных на Пинеге, будет интересна еще и в плане сопоставления с материалами экспедиций 1920-х гг., вошедших в классическое издание «Песни Пинежья», осуществленное Е.В.Гиппиусом и З.В.Эвальд.
Одним из перспективных направлений исследования является изучение музыкальных форм, связанных со сказительской традицией (собственно эпос, духовные стихи, причитания, связь этих жанров с жанром лирической песни). В этой связи необходимо обратить внимание на уникальные материалы по похоронному обряду и причети из Бабаевского района Вологодской области. Важным направлением научного поиска стало изучение ранних форм интонирования, что находится в русле традиций петербургской научной школы (Б.В.Асафьев, Ф.А.Рубцов)[5]. Ведутся исследования так называемых допесенных форм – выкриков, возгласов, закличек, припевок и т.п. Накоплен обширный материал для исследования интонационно-ладовых закономерностей севернорусской песенности – выразительных возможностей так называемого «прижатого» интонирования, уменьшенных ладов, нейтральной терции; существенных ладовых различий, которые могут возникать в сольном и ансамблевом пении. Богатейший материал представляют собой формы многоголосия – гетерофоническая по своей природе «вертикаль» и «горизонталь», имеющая как случайные во временном и пространственном отношениях наслоения (сочетания двух или нескольких сольных причитаний, когда каждая из причитальщиц вступает произвольно), так и регламентированные в композиционном и метроритмическом планах полифонические соединения сольных и хоровых причитаний свадебного обряда.
В экспедициях 1970-х – 2000-х гг. сделаны записи не зафиксированного в ранних экспедициях богатейшего пласта словесных форм фольклора (легенды, предания, поверья, сказки, заговоры, былички), отразивших древнейшие мифологические представления. Это особенно важно для интерпретации поэтики причитаний, лирических песен, а также действий похоронного и поминального обрядов, ряда календарных обычаев. Кроме того, эти материалы являются значительным вкладом в изучение севернорусских диалектов и, конечно, имеют особую ценность как художественные факты живого образного народного языка.
Архивные фонды содержат значительный материал по традиционным музыкальным инструментам (барабанка, рожок). В конце 1980-х гг. на новгородско-вологодском пограничье зафиксировано бытование традиции гусельной игры, имеющей своим эпицентром районы Псковской и Новгородской областей.
В 2001–2002 гг. состоялись специализированные органологические экспедиции (под руководством Ал.А.Мехнецова) с целью поиска в Кирилловском и Череповецком районах мастеров, некогда работавших на гармонных фабриках. Видеозаписи бесед с этими мастерами позволяют полностью восстановить весь процесс изготовления инструментов, последовательность и характер работы, получить сведения о специализации мастеров, качестве используемых для изготовления гармоник материалов.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Сведения о работе фольклорных экспедиций Санкт–Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А.Римского–Корсакова и Фольклорно-этнографического центра (г.Санкт–Петербург) в районах Архангельской и Вологодской областей (1967–2002 гг.)
Таблица 1. Архангельская область
Комментарии к Таблице 1:
Экспедиция 1980 г. (коллекция 042) проходила совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), две последующие экспедиции (коллекции 043, 044) при участии сотрудников ИРЛИ.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В фондах имеются также записи, сделанные во время приезда исполнителей из Устьянского района в Ленинград для выступления на этнографических концертах (22.03–23.03.1979 г. – коллекция 030; 19.03–21.03.1980 г. – коллекция 039).
Таблица 2. Вологодская область
Комментарии к таблице 2:
Экспедиции 1983, 1985, 1987, 1989, 1990, 1992 гг. (коллекции 060, 071, 078, 084, 085, 086, 091, 098) проходили при участии сотрудников и студентов Вологодского государственного педагогического института (университета). Экспедиции 2000 и 2002 гг. (коллекции 163 и 177) – совместно с Вологодским научно-методическим центром.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В фондах имеется запись, сделанная в Ярославле от исполнителя из Верховажского района (07.09–10.09.2002, коллекция 176).
- [1] Фольклорно–этнографический центр создан в 1991 г. как подразделение Ленинградской консерватории, с 1997 г. стал самостоятельным учреждением федерального уровня, находящимся в непосредственном ведении Министерства культуры Российской Федерации. Директор – А.М.Мехнецов.
- [2] Количественные данные по обследованным населенным пунктам и административно-территориальным единицам требуют уточнения, поскольку в паспортных сведениях ранних экспедиций встречаются неточности. До недавнего времени эти коллекции были законсервированы в связи с состоянием пленок. В настоящее время ведется интенсивная работа по оцифровке фонограмм, сопровождающаяся проверкой всей сопутствующей документации, составлением новой версии описи коллекций в соответствии с современными требованиями и введением информации в базу данных.
- [3] Материалы экспедиций 1960-х – начала 1970-х гг. вошли в следующие издания: Никольские песни, записанные в Никольском районе Вологодской области / Сост. М.Л.Мазо. Л.-М., 1975; Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны / Сост. А.М.Мехнецов. Л., 1981; Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба / Муз. редактор–составитель А.М.Мехнецов. М., 1985.
- [4] Из материалов данных экспедиций к настоящему времени издана лишь малая часть в следующих публикациях: Устьянские песни / Сост. А.М.Мехнецов, Ю.И.Марченко, Е.И.Мельник. Л., 1983-1984. Вып.1; 2; Подблюдные песни Белозерья / Публ. А.М.Мехнецова // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция. Л., 1985. С.101–135. По заветам старины. Материалы традиционной народной культуры Вожегодского края / Сост.: И.С.Попова, О.В.Смирнова. Под ред. А.М.Мехнецова. М., 1997. (Русская традиционная культура. Альманах, №2. С аудиоприложением); Мехнецов А.М. Е.Э.Линева и современные экспедиционные исследования фольклорных традиций Белозерья // По следам Е.Э.Линевой: сб. науч. ст. Вологда, 2002. С.54-58; Лобкова Г.В. Особенности эпических напевов Вологодской области // По следам Е.Э.Линевой: сб. науч. ст. Вологда, 2002. С.150–185.
- [5] Здесь необходимо отметить исследования, предпринятые по материалам из северо-западных областей России: Лобкова Г.В. Архаические основы обрядового фольклора Псковской Земли (опыт историко-типологического исследования). Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 1997; Лобкова Г.В. Древности Псковской земли: Жатвенная обрядность: Образы, ритуалы, художественная система. СПб., 2000; Попова И.С. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 1998; Королькова И.В. Лирические песни Северо-Запада России: проблемы жанра и музыкального стиля. Автореферат дисс. … канд. искусствоведения. СПб, 2002.
- [6] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [7] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [8] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [9] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [10] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [11] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [12] Экспедиция проходила также в районах Вологодской области – см. Таблицу 2.
- [13] Экспедиция проходила также в районах Ленинградской области и нескольких населенных пунктах Прионежского района Карелии.
- [14] Экспедиция проходила также в районах Новгородской области.
- [15] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [16] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [17] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [18] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [19] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [20] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
- [21] Основная часть экспедиции проходила в районах Новгородской и Псковской областей.
- [22] Экспедиция проходила также в Весьегонском районе Тверской области.
- [23] Экспедиция проходила также в районах Архангельской области – см. Таблицу 1.
// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.