Дорохова Е.А. Молодежные фольклорные ансамбли в городе // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. – М., 1988. С. 45-46.
— С. 45. —
Молодёжное фольклорное движение, зародившееся в крупных городах нашей страны более 10 лет назад, к настоящему моменту завершило первый этап своего формирования, о чём свидетельствует чёткое осознание задач, поставленных перед собой каждым коллективом и выработка конкретной программы дальнейшей деятельности. Сегодня можно говорить о существовании трёх основных типов городских фольклорных ансамблей, отличающихся друг от друга по ориентации в исполнительской традиции, репертуару, способу его освоения, составу участников и структуре коллектива, условиям функционирования, по типу руководителя и отношению к результатам своей деятельности.
Ансамбли первого типа ориентированы в большей степени на профессиональное исполнительство, нежели на воспроизведение конкретной фольклорной традиции. Основная их цель заключается в стремлении как можно скорее получить статус профессионального сценического коллектива, чем определяется и выбор репертуара, и отношение к материалу, и методы работы с ним. Принимая в качестве основы законы сцены, подобные ансамбли формируют свой репертуар на материале самых разных традиций, руководствуясь требованиями зрелищности, яркости и контрастности, следствием чего становится утрата аутентичности исполнения. При подборе состава участников коллектива основное внимание обращается на их профессиональную вокальную подготовку. Критерии, предъявляемые к качеству звучания, высоки, но ориентированы не на аутентичное звучание, а на профессиональное исполнительство. Руководство, как правило, осуществляется профессиональными вокалистами или дирижёрами-хоровиками методами жёсткого администрирования. Подобные условия принимаются участниками ансамбля до тех пор пока руководитель оправдывает их надежды. Если же цель — получение статуса профессионального коллектива не достигается, это влечет либо распад ансамбля, либо смену руководителя.
Группы второго типа ориентированы на традиционные незамкнутые
— С. 46. —
коллективы. Основной целью их деятельности является общение участников между собой и сам процесс совместного пения. Состав коллектива принципиально нестабилен и неограничен. Репертуар должен отвечу требованиям массовости и доступности. Эти условия, а также смешанный состав участников влечёт за собой обращение к казачьей песенной традиции как основе репертуара всех подобных групп. Поскольку такого рода коллективы в своей деятельности обращены к участникам, а не к слушателям, то оценочные критерии исполнения почти полностью исключаются. Пение на воздухе, в местах массовых гуляний, пение как часть совместного досуга — таковы оптимальные условия функционирования подобных групп, более всего отвечающих понятию неформальных объединений. Отметим неопределённость, незначительность роли руководителя, которую чаще всего принимает на себя лидер-запевала.
Коллективы третьего типа моделируют традиционные замкнутые ансамбли мастеров. Цель, которую ставят перед собой участники: постижение конкретной фольклорной традиции через её воспроизведение в комплексе всех её составляющих. Репертуар таких коллективов, как правило, ограничен песнями небольшой группы сёл. Состав участников стабилен, функции их в ансамбле чётко определены, никто из участников не дублирует друг друга. Руководителем такого ансамбля чаще всего становится профессиональный фольклорист. Именно он обеспечивает высокий уровень качестве исполнения, приближенность его и аутентичному звучанию. Для участников коллектива на первый план выдвигается сам процесс работы над постижением традиции, а не сценическая репрезентация результата, хотя этот результат может быть обнародован как на сцене, так и в обстановке народных массовых празднеств и гуляний. Вмеесте с тем важно заметить, что такого рода ансамбли весьма чувствительны к внешним условиям выступления на публике и с трудом соединимы о ансамблями других типов.
Специфические особенности каждого из трёх типов ансамблей не принимаются во внимание учреждениями, призванными обеспечивать руководство молодёжным фольклорным движением, что привело к ощущению кризиса в деятельности молодёжных коллективов. В меньшей степени этот кризис коснулся ансамблей первого типа, поскольку традиционные формы работы с коллективами художественной самодеятельности не противоречат их установкам. Что же касается ансамблей второго и третьего типов, то их возможности не реализуются в полной мере, несмотря на возрастающий интерес общественности к традиционной музыкальной культуре.