* В приведенных ниже примерах использованы иллюстративные материалы из хрестоматии по народному музыкальному творчеству «Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Отв. ред. О.А. Пашина. СПб.: Композитор, 2007».
Хрестоматия является иллюстративным дополнением к учебнику «Народное музыкальное творчество» (СПб., 2005) и представляет вокальные и инструментальные жанры русского музыкального фольклора с учетом региональной специфики их воплощения. Помещенные в ней образцы отражают структурную типологию ритмических и звуковысотных форм русского вокального фольклора, основные виды народного многоголосия, а также демонстрируют все группы русских народных инструментов.
Звуковысотная организация народной песни — сложная многоуровневая система. На каждом уровне
существуют свои единицы и свои законы.
1 уровень – фактурный – поверхностный:
- то, что видно при рассматривании нотного текста – гомогенность (однородность)
или гетерогенность (разнородность); - единицей на уровне многоголосной фактуры становится голосовая партия;
- соотношение между голосовыми партиями:
— принцип субординации (одна из голосовых партий доминирует),
— принцип координации (голосовые партии равноправны), - дифференциация звукового пространства по вертикали.
2 уровень – мелодическая композиция – музыкальный текст-код (музыкальный синтаксис):
- особенности строения мелодий в модальных системах:
— напевы не являются сплошными мелодическими линиями с i-m-t,
— они дискретны, сложены из небольших типизированных мелодических оборотов; - мелодические обороты составляют «словарный запас» данной традиции;
- единица структуры – мелодическая типизированная формула;
- цепочки формул объединены логикой;
- дифференциация по горизонтали.
3 уровень – лад – глубинный уровень:
- внутренняя организация мелодических цепей — законы сцепления малых мелодических единиц;
- единица на уровне структуры лада — каждая мелодическая формула включает несколько опорных точек, составляющих внутреннюю опорную конструкцию напева;
- опорные звуки — вехи в развитии напева:
— опорные звуки не варьируются,
— унисоны подчеркивают места опор; - структурные функции — формирование конфигурации напева;
- опорные звуки существуют в одной системе, но это система структурных функций, а не ладовых тяготений.
Лад – система структурных функций опорных звуков напева и их оппозиции.
Народное многоголосие
I. Понятие голосовой партии
- Дифференциация (разделение) исполнительских версий идет не по певцам, а по
группам певцов. - В одной группе оказываются версии напева, выполняющие одну функцию → эти версии взаимозаменяемы → возникает понятие голосовой партии.
- Голосовая партия — группа однофункциональных версий напева.
- Народные певцы никогда не поют мелодию в унисон → мелодия не является одноголосной линией, отдельные точки мелодии допускают взаимозаменяемые версии.
- Все ладовые опоры звучат в унисон.
- Мелодия представлется собой пучок линий (народное название — голос).
- Все исполнительские версии внутри голосовой партии равны между собой.
- Признаки голосовой партии:
- единый диапазон;
- единый тип мелодического движения;
- единая ладовая организация;
- единый тембр (не всегда);
- пение в двух разных регистрах («толстый» и «тонкий» голос);
- пение в другом регистре не создает новой голосовой партии.
II. Фактура может рассматриваться на двух уровнях:
- Структура голосовых партий.
- Соотношение голосовых партий между собой (если их больше одной):
- субординация или координация
- при отношениях субординации подчиненный голос называется подголосок (второстепенная голосовая партия).
III. Типы народной фактуры
Типология фактуры определяется количеством голосовых партий, их обликом и соотношением. Принято выделять 4 типа народной фактуры (Е.В. Гиппиус):
I. Одна голосовая партия — гетерофония — основной вид. Существует на всей русской территории.
1) Монодийный тип — расхождения единичны.
2) Вариантная гетерофония (термин М. Шнайдера) — версии одной и той же мелодии.
3) Дифференцированная гетерофония — переходная форма к двухголосию — разделение шкалы.
II. Две голосовые партии, одна из которых бурдон (мелодия + бурдон) — бурдонная диафония (термин Е.В. Гиппиуса).
III. Две мелодические голосовые партии — функциональное двухголосие — две мелодии, контрапунктирующие друг другу.
IV. Три голосовые партии — функциональное трехголосие (на основе функционального двухголосия).
Основные типы — первый и третий. Первый является составной частью всех остальных типов.
Функциональное одноголосие
Монодийная гетерофония
Таусенька. Пензенская обл., Лунинский р-н, с. Лесной Вьяс.
Коледа. Коми АССР (Республика Коми), Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма.
Вариантная гетерофония
Карагодная. Тульская обл., Белёвский р-н, с. Болото.
Вариантная гетерофония
Свадьбёшная. Псковская обл., Невильский р-н, д. Борисково.
Вариантная гетерофония
Былина. Северный край, Усть-Цилемский р-н, с. Авраамовская.
Вариантная гетерофония
Долгая. Летняя. Вологодская обл., Тотемский р-н, д. Федотово.
Дифференцированная гетерофония
Калёда. Белгородская обл., Красненский р-н, х. Большое.
Дифференцированная гетерофония
Постовая. Лирическая. Курская обл., Суджанский р-н, с. Плёхово.
Дифференцированная гетерофония
Свадьбишная. Белгородская обл., Гвайворонский р-н, с. Доброе.
Двухрегистровая гетерофония
Свадебная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.
Двухрегистровая гетерофония
Досельная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.
Двухрегистровая вариантная гетерофония
Досельная. Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Ваймуша.
Двухрегистровая дифференцированная гетерофония
Долгая. Коми АССР (Республика Коми), Усть-Цилемский район, с. Усть-Цильма.
Двухрегистровая гетерофония. В кадансовом построении возникает функциональное двухголосие с октавным удвоением подголоска (подводки)
Былинная казачья песня. Ростовская обл., Константиновский р-н, ст-ца Константиновская.
Бурдонная диафония
Грянуха. Брянская обл., Климовский р-н, д. Петрова Гута.
Бурдонная диафония
Жнивнуха. Брянская обл., Климовский р-н, д. Петрова Гута.
Функциональное двухголосие
Функциональное двухголосие
Скакальная. Харьковская обл., Балаклейский р-н, с. Протопоповка.
Функциональное двухголосие
Летняя. Хороводная. Восточно-Казахстанская обл., Глубоковский р-н, с. Черемшанка.
Функциональное двухголосие с квинтовым подголосоком, переходящим в подводку в построении, отвечающем вставке
Протяжная. Белгородская обл., Красногвардейский р-н, с. Малобыково.
Функциональное двухголосие с подводкой
Протяжная. Тамбовская губ., Моршанский у., с. Байгоры.
Функциональное двухголосие с подводкой, в партии баса — дифференцированная гетерофония
Улишная. Белгородская обл., Валуйский р-н, с. Шелавево.
Функциональное двухголосие с остинатным дишкантом и расслоением басов на две голосовые партии, что позволяет трактовать этот вид фактуры как функциональное трехголосие
Протяжная. Волгоградская обл., Алексеевский р-н, ст-ца Усть-Бузулукская.
Функциональное двухголосие с орнаментальным дишкантом («голосником»)
Историческая. Служивая. Волгоградская обл., Клетский р-н, ст-ца Распопинская.
Многоголосие гомофонно-гармонического склада
Страдания. Белгородская обл., Волоконовский р-н, с. Фощеватово.
Многоголосие гомофонно-гармонического склада
Страдания. Свердловская обл., Талицкий р-н, с. Катарач.
Многоголосие гомофонно-гармонического склада с терцовой второй
Весняная. Хороводная. Брянскя обл., Красногорский р-н, с. Увелье.
Особые формы совместного пения
Девишная. Тульская обл., Белевский р-н, с. Болото.
Особые формы совместного пения
Припевка (групповое свадебное причитание) девушек с «причётом» невесты. Вологодская обл., Тотомский р-н, д. Федотово.
Особые формы совместного пения
Свадебный плач невесты с групповым причитанием. Восточно-Казахстанская обл., Глубоковский р-н, с. Звуба.
Особые формы совместного пения
Стрела. Брянская обл., Красногорский р-н, д. Увелье.