Соколова А.К. К вопросу об определении понятия «фольклорный ансамбль» // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. – М., 1988. С. 47-48.
— С. 47. —
Широко развернувшаяся работа по практическому использованию фольклора в деятельности самодеятельных и профессиональных коллективов разного уровня и разной направленности, и возникновение такой ситуации, когда обращение к фольклору становится модным и поэтому престижно именоваться фольклорным, требуют определения критериев оценки существующих коллективов и, прежде всего, самого понятия «фольклорный ансамбль (или коллектив)». Это необходимо всем, кто руководит такого рода коллективами, консультирует их по линии культурно-просветительской работы и оценивает их выступления на смотрах и конкурсах.
Предлагается следующее определение: фольклорным может называться коллектив, исполняющий произведения народного творчества в соответствия со стилем той местной фольклорной традиции, к которой эти произведения относятся.
Главным критерием оценки фольклорного коллектива является не только максимальное соответствие исполняемого материала первоисточнику, но и, что особенно важно, художественный уровень исполнительского искусства, демонстрирующий типические черты исполнительского стиля конкретной традиции.
При классификации фольклорных коллективов целесообразно опираться на один из общеполагающих научных принципов классификации: разделение явлений по наличию пли отсутствию признака. Предлагаемую классификацию наглядно иллюстрирует следующая схема:
Участники первичных фольклорных коллективов — носители конкретной фольклорной традиции, а участники вторичных — таковым не
— С. 49. —
являются. Самоорганизующиеся коллективы — семейные, соседские ансамбли. Специально организуемые — самодеятельные клубные ансамбли.
В связи с тем, что участники вторичных фольклорных коллективов не являются носителями традиции, необходимое и обязательное условие существования этих коллективов — изучение конкретных местных фольклорных традиций.
Характерной особенностью деятельности всех коллективов, за исключением самоорганизующихся, может быть интерпретация фольклорного материала, которая в каждом конкретном случае проявляется по-своему: в добавлении инструментального сопровождения, в использовании инструментов, воссозданию: по их описанию, в подражании манере пения известных сольных исполнителей народных песен, в трактовке некоторых артикуляционных средств (акцентировки, темпа, динамики), в применении инструментов, нетипичных для фольклорной традиции. Все вышеперечисленные моменты оказывают определенное влияние на общий характер звучания. Чем в большей степени интерпретация влияет на изменение звукового образа традиции, тем проблематичнее становится целесообразность называния коллектива «фольклорным». Поэтому для указанных типов ансамблей особое значение приобретает критерий степени соответствия звукового образа исполнения — звуковому образу представляемых фольклорных традиций. Искажение звукового образа, которое происходит в результате изменения совокупности признаков, влияющих на характер звучания, приводит к возникновению псевдофольклора.