Кушлык Л.Н. Манера исполнения аутентичного фольклора и современная исполнительская практика

Кушлык Л.Н. Манера исполнения аутентичного фольклора и современная исполнительская практика // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1. – М., 1988. С. 49-51.

— С.49. —

Фольклор все чаще звучит со сцены, на фестивалях, смотрах, конкурсах, на радио, телевидении, однако аутентичность манеры его исполнения зачастую вызывает недоверие. Сложилась ситуация, когда большинство аутентичных коллективов иди таких, которые именуют себя фольклорными, фольклорно-этнографическими не соблюдает основные закономерности народного исполнительства. Необходим, конечно, дифференцированный подход к аутентичному фольклору и к тем явлениям музыкального быта, которое относятся к фольклоризму. Но на практике и доныне значительная часть специалистов, музыкантов все еще не отличает фольклоризм от аутентичного фольклора. Не удивительно, что многие руководящие работники, слушатели, любители искусства отожествляют эти явления, проецируют особенности фольклоризма на аутентичное народное творчество. Это касается как репертуара, так и манеры исполнения. Необходимо же отдельно квалифицировать особенности аутентичной манеры исполнения и традиций «фольклоризированного» воспроизведения народного репертуара собственно нефольклорными коллективами.
На протяжении последних десятилетии фольклористами нашей страны подымаются вопросы, связанные с аутентичностью народного исполнения и стилизованного, эстрадного показа народной песни, многие из существующих аутентичных ансамблей или крупной художественной самодеятельности, считающие себя фольклорными, игнорируют особенности локальных исполнительских традиций. Похожая ситуация сложилась и на Украине. Представленный таким образом фольклор воспринимается публикой, самими участниками выступлений как аутентичный. В силу разных причин одни фольклорные коллективы приближают свою манеру пения к критериям исполнения самодеятельного или профессионального искусства, другие же подражают унифицированной квазифольклорной манере, лишенной характерных региональных черт. Так, на западноукраинских землях некоторые из них усваивают звукоизвлечение, свойственное восточ-

— С. 50. —

ним областям республики. Вводится оно искусственно, не без пожеланий и рекомендаций руководящих органов на местах, не вникающих в локальную специфичность народной манеры пения.
Но возникают проблемы еще более сложные, затрагивающие сущность народной музыки, в частности инструментальной. К примеру усовершенствованные хроматические сопилки повсеместно вытесняют из народного быта традиционные диатонические. В результате теряется  преемственность в освоении традиционного репертуара, ибо игре на новых инструментах обучают профессиональные музыканты, привносящие несвойственные данному региону репертуар и манеру игры.  Упрощается мелизматика, исчезает импровпзационность — неотъемлемая черта народного музицирования. К сожалению, вмешательство профессионалов приводит к отмиранию многих существенных черт традиционного фольклора. Восприятие же его в существующих аутентичных формах вьнуждает решительно отмежевываться от исполнительских критериев профессионального и самодеятельного творчества. Проблема не новая, но оспариваемая, требующая последовательного и единообразного толкования в современных условиях перестройки мышления. Путь к принятию подлинной народной манеры лежит не через ее «доработку», лакировку в исполнительской практике, а через обращение к истокам фольклора, его исконного репертуара, глубокое изучение диалектных особенностей и отсеивание наносных явлении. Глубокое проникновение в сущность народной манеры исполнения — важнейший аспект комплексного  понимания фольклора, его стилевых диалектных черт. Закономерности импровизационности, принципы звукоизвлечения, фактурно-тесситурные, темброво-колористические особенности, звуко-высотные, динамические, темпово-агогические средства, приемы мелизматики и т.п. — вот неполный перечень черт народной манеры исполнения, которые необходимо детальнейшим образом изучать в жаздой диалектной зоне и бережно перенимать. А по существу локальные особенности народной манеры исполнения на Украине еще не послужили объектом последовательного и комплексного исследования, обобщения, а тем более не стали «заповедным» материалом в исполнительской практике. Считается, что была бы лишь народная мелодия, а все другие компоненты, включая манеру исполнения, станут такими же фольклорными. Исполнение народного музыкального репертуара фольклорно-этнографическими

— С. 51. —

коллективами не должно происходить вне свойственной ему аутентичной манеры. В самодеятельных же коллективах фольклор может звучать в разнохарактерных обработках, индивидуализированных интерпретациях, всесторонних формах подачи.
Среди многих путей к сохранению аутентичной манеры исполнения возможны и такие:
свести к минимуму некомпетентное вмешательство музыкантов, режиссеров, руководящих работников и других лиц в отношении репертуара и исполнительских традиций аутентичных фольклорных ансамблей, не допускать перерождения их в коллективы художественной самодеятельности;
в конкурсах, фестивалях, смотрах руководствоваться четкой дифференциацией коллективов на самодеятельные и аутентично фольклорные. Оценивать их выступления по разным критериям, учитывать необходимость ограничения аутентичных коллективов традиционным репертуаром и достоверной манерой исполнения;
научно-исследовательским организациям, музеям, научно-методическим центрам народного творчества и культпросветработы, Обществу охраны памятников культуры, Музыкально-хоровому обществу и другим организациям усилить практическую направленность деятельности с учетом особенностей функционирования локальных фольклорных коллективов;

учебным заведениям, музыкальным и культурно-просветительным училищам, консерваториям, институтам искусств и культуры, музыкальным факультетам пединститутов уделять достаточное внимание практическому изучению местных диалектных стилей;
усилить действенность, лекций, семинаров, совещаний работников культуры, советских, партийных органов с целью координирования усилий для сохранения аутентичных фольклорных коллективов;
расширить возможности ознакомления специалистов, общественности, населения с различными манерами исполнения посредством грамзаписи, радио, телевидения.

Оставьте комментарий