Кабанов А.С. Музыкальное фольклорное направление в современном народном творчестве // Художественная самодеятельность. Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. В 2-х частях. – М., 1988. С. 40-42.
— С. 40. —
При разработке проблем развития музыкального фольклорного направления в современном народном творчестве необходимо выделить две взаимосвязанные, но принципиально различающиеся задачи. Первая связана с его укреплением в современных условиях, вторая — с его использованием в различных нефольклорных сферах современной культуры. Важность первой задачи, неразработанность стратегии и тактики ее решения приводит к необходимости уделить ой специальное внимание.
Фольклорное направление — это деятельность, ориентированная на сохранение, развитие и воспроизводство устной народной традиции как художественного стиля, сложившегося в системе локальной культуры. Этот стиль в широком смысле можно определить, как систему устного художественного мышления с устойчивыми нормами музыкально-поэтического языка и определенными законами его функционирования. При этом художественный стиль в фольклоре конкретно проявляется всегда как местный, локальный.
Проблему музыкально-фольклорного направления в современной культуре можно рассмотреть в пяти аспектах. Первый аспект связан с составом участников фольклорных ансамблей. Второй — с музыкально-поэтическим языком, репертуаром местных стилей. Третий — с характеристикой носителя музыкально-поэтической традиции, мастером-учителем и его учеником. Четвертый аспект — с методикой обучения. Пятый — с ситуацией Функционирования фольклорных коллективов. Все эти аспекты могут быть рассмотрены как условия развития фольклорного направления.
Среди фольклористов широко распространено мнение, согласно которому под местным стилем как объектом подразумевается лишь традиционный сельский художественный стиль, функционирующий в условиях сельской культуры, мы же исходим из предположения, что функционирование местных стилей сельской традиции охватывает сегодня не только село, но и город. И более перспективная позиция состоит в том, сегодня выделять два типа локального художественного стиля
— С. 41. —
в фольклорном направлении — сельский и городской, учитывая различие между ними носит принципиальный характер, так как они находятся на разных стадиях своего развития.
В селе мы сегодня наблюдаем стадию угасания и распада некогда разветвленной многоуровневой системы местных стилей. В городе сфера художественного быта лишь начинает наполняться фольклорными произведениями, сложившимися в сельской традиции.
Сельская локальная культура, попав в город, проникая в сферу народного художественного быта, обрела естественную почву для органичного воспроизводства в новых условиях, но тоже локальных. Молодежное фольклорное движение, в рамках которого осуществляется функционирование старых фольклорных стилей в условиях города, находится сегодня на начальной стадии своего развития. Есть основания полагать, что в дальнейшем с учетом опыта создания местных фольклорных очагов в городе, возникнут реальные перспективы сохранения, развития и воспроизводства местных стилей в условиях художественного быта будущего села.
Проблемная ситуация заключается в том, что сегодня следует говорить о слабости и непрочности сферы художественного быта по всем пяти аспектам. Не сложился такой тип фольклорного коллектива, в котором нет специального учреждения, ориентированного на сохранение, развитие и воспроизводство местных стилей в фольклорной сфере. Одним из следствий этого является, в частности, неблагополучное состояние национальной культуры, перекосы и ничем не восполнимые утраты в патриотическом, эстетического и нравственном воспитании молодого поколения, беззащитность духовной сферы от проникновения различного рода чуждых и даже вредных культурных влияний, не умение их критически переосмыслить и адаптировать.
Задачи, решение которых необходимо для развития фольклорного направления в современном городе:
– организация новых фольклорных коллективов самых разнообразных по составу (составы открытые или закрытые, молодежные, детские и пр.);
– формирование репертуара должно происходить свободно, а для выбора предоставлено все многообразие существующих местных сельских стилей;
– в условиях города источником знания должен быть и сельский мастер, и специалист-профессионал;
– в методике обучения необходимо органично использовать и уст-
— С. 42. —
ные, в технические, и письменные способы передачи информации;
– наиболее перспективный путь вживания в современную городскую среду — это сочетание в одном коллективе разнообразных форм реализации художественно-творческой деятельности: учебное занятие, выступление, гуляние, праздник, участие в обряде, творческие встречи, экспедиции и др.
В сельской местности условия, благоприятные для развития фольклорного направления, ориентированы иначе:
– учет существующих фольклорных групп разного типа (группы мастеров, семейные ансамбли, мужские, женские и т.п.);
– учет и фиксация (звукозапись, видеозапись) репертуара и обрядов местных традиций;
– выявление и учет лидеров и мастеров, знатоков местной традиции, и их привлечение в качестве учителей;
– восстановление устного механизма функционирования традиции путем вовлечения в творческий процесс молодых жителей села;
– подготовка учебных материалов (звукозаписей и видеозаписей);
– применительно к сельским условиям мы считаем правомерным постановку задачи вернуть фольклор в быт. Для этого нужно восстановление ранее существовавших местных праздников и обрядов в сочетании с новыми формами реализация художественно-творческой деятельности (фестивали и пр.).
Есть важные вопросы в развитии фольклорного направления, которые существующие учреждения решить не могут. Мы предлагаем новые типы учреждений, которые должны решать поставленные задачи в целом, поддерживая молодежное фольклорное движение в городе и искусство мастеров местной фольклорной традиции в селе:
– создать систему заповедных зон в сельской местности с подчиненной ей сетью региональных фольклорных лабораторий;
– создать школу бытового песнетворчества в городе как особый тип любительского фольклорного объединения. В структуру школы входят специализированный Дом фольклора, фольклорная лаборатория, архив, неформализованная сеть песенно-танцевальных «пятачков» в парках и скверах.
Однако проектируемые структурны должны рассматриваться обязательно в единой системе село-город.